АО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

АУДИТОРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ»

НАШИМИ УСЛУГАМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ

МНОГИЕ УСПЕШНЫЕ КОМПАНИИ!

+7(495) 956-35-50

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

1ogo


 Наши постоянные клиенты


logo_ONGC_Videsh_Limited
 
logo_sakhalin1

 

mosproekt3

 

 

logo_Gorka

 

logo_udmc
1
Печать E-mail
(404 голосов. Добавьте свою оценку!)
Оглавление
Краткосрочный прогноз развития экономики России
Страница 2
Страница 3

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

    Сейчас много пишется о кризисе, о причинах его возникновения, о путях преодоления, о сроках окончания, при этом напускается много тумана, в котором очень трудно ориентироваться и принимать какие-либо обоснованные решения.

    Тем не менее, есть вполне объективные обстоятельства, определяющие развитие нашей страны на ближайшие несколько лет, и при всем богатстве выбора альтернатив развития у нас практически нет.

 

    Для обоснования сделанного утверждения, рассмотрим экономическую ситуацию в нашей стране с 2000 года, проведем укрупненный анализ причин, определивших сегодняшнее состояние экономики и, опираясь на сделанный анализ, сформулируем возможные варианты  её развития.

    Ниже приведенные рассуждения опираются на выводы, сделанные в современной экономической литературе, с которыми автор полностью согласен.

    Сформулируем их:

1.   Экономическая модель, которая обслуживала развитие всего мира последние три - четыре столетия полностью исчерпала себя и подошла к своему логическому завершению, что выразилось в глубоком и многостороннем структурном экономическом кризисе, который начался и продолжает неотвратимо развиваться в идеологическом носителе существующей модели - США, затягивая в свой водоворот все страны мира. По состоянию на июнь 2009 года США пройдено лишь 15% -20% от общего экономического спада, необходимого для устранения имеющегося структурного дисбаланса.

Вывод 1: Современная экономическая модель существовала за счет постоянного расширения рынков сбыта и «долларовой зоны». Нынешний кризис связан, в том числе, с физическим исчерпанием возможности для расширения этих территорий.

Вывод 2: Развитие американской экономики происходило за счет ее накачки дешевыми кредитными средствами (суммарный долг США (государственный, корпоративный, частный) на начало 2009 года превышает 50 трлн. долларов). Для недопущения избыточной денежной массы в реальный сектор и ее «утилизации» были придуманы и надуты финансовые пузыри ипотеки и фондового рынка.

Вывод 3: Развитие мирового экономического кризиса приведет в течение нескольких лет к частичной или полной смене существующей системы экономических взаимоотношений и утрате долларом США функции единой меры стоимости - ЕМС. Одним из возможных последствий экономического кризиса будет разделение единого сегодня мирового экономического пространства на ряд автономных экономических зон.>

(А.Кобяков, М.Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana", М., Издательство "Вече", 2003 - 368 с. (серия "Новый ракурс"))

 

Базовые принципы построения существующей экономической модели:

  • наличие ссудного процента;
  • направленность человеческой деятельности на получение прибыли и ее максимизацию;
  • закрепление права на эмиссию денежных средств, а соответственно, и получение эмиссионного дохода, за частными лицами;
  • обеспечение национальных валют многих стран за счет резервных валют, в основном доллара США (режим «currency board»);
  • свободное перемещение капиталов;
  • выполнение долларом США функции мировой единой меры стоимости.

(Сборник статей по экономике Игоря Аверина: http://www.economics.kiev.ua/)



2.   Затраты на производство любой продукции в России за счет географического положения существенно выше чем в любой другой стране мира (за редким исключением). В результате чего любые товары, произведенные на территории России, в том числе сельскохозяйственные, при сравнении с иностранными аналогами проигрывают по критерию соотношения выручка/издержки. Следовательно, отечественные товары являются менее эффективными, т.е. при одинаковых вложениях приносят инвестору меньше прибыли, чем иностранные аналоги

Вывод 4: В условиях свободного перемещения финансового капитала более высокие издержки на производство товаров в нашей стране по сравнению с иностранными аналогами приводят к беспрерывному вымыванию капитала из страны. Т.е. каждый рубль, заработанный в стране, направляется не на развитие и расширение производства в нашей стране, а обменивается на валюту и вкладывается в развитие производства за границей для получения большей прибыли, что приводит к деиндустриализации страны.

    Меньшая эффективность отечественной экономики определяет так же то, что приток иностранного капитала в страну осуществляется не путем инвестирования в создание и развитие отечественной промышленности, а путем предоставления кредитов, так как проценты по предоставленным кредитам являются фиксированными и не зависят от доходности получателя.

Вывод 5: На внешнем рынке отечественные товары в принципе являются неконкурентоспособными.

Вывод 6: Россия может нормально развиваться только в рамках автаркии - полной изоляции от внешнего мира, в условиях самодостаточности и на полном самообеспечении. Наличие автаркии допускает проведение экспортно-импортных операций, не влекущих уменьшения производственного капитала страны. Под производственным капиталом понимается все, что можно использовать в процессе производства - сырье, энергия, оборудование, технологии.

Вывод 7: В результате развала промышленности и огромной утечки из страны производственного и финансового капитала в постсоветское время, выход из кризиса без резкого снижения жизненного уровня невозможен.

(А. Паршев  «Почему Россия не Америка» М., Издательство Крымский мост-9Д, 1999, (серия «Великое противостояние»))

 

    Сейчас принято ругать нашу власть за неумение управлять экономикой, за отсутствие внятной экономической программы, за непонятную кредитно-денежную политику и т.д. Не оправдывая многих действий власти, рассмотрим насколько глубоко и кардинально она может влиять на экономическую ситуацию в стране и насколько широк и эффективен перечень реальных инструментов, имеющийся в ее распоряжении для осуществления этого влияния.

 

    Предположим, что

а). власть имеет целью восстановление и развитие страны, а не окончательное ее уничтожение и разорение;

б). у власти есть объективная информация о реальном состоянии как российской, так и мировой экономики, все сделанные выше экономические выводы ей понятны, она их разделяет и учитывает при принятии управленческих решений.

 

    Таким образом, мы предположили, что власть четко понимает, что выживание нашей нации возможно только в условиях построения автаркии (вывод 6) и нам необходимо в срочном порядке закрывать экономические границы, запретить вывоз капитала, монополизировать внешнюю торговлю и начинать возрождать уничтоженное производство, т.е. проводить кардинальную экономическую реформу. Почему этого не было сделано ни сейчас, ни в дни начала кризиса, ни в предыдущие годы экономического роста?

    Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные силы, интересы которых напрямую затрагиваются предлагаемыми мероприятиями, и реакция которых определяет, как пойдут эти реформы и насколько они будут успешны - их две, одна внутренняя и одна внешняя. При этом будем учитывать, что есть два пути проведения реформы, первый - с согласия и при поддержке этих сил, второй - без согласия какой-либо одной или обеих сил.

     Первая и основная сила, внутренняя - это граждане нашей страны, на которых, в первую очередь, проводимая реформа будет оказывать на первом этапе негативное влияние - как мы уже знаем проведение реформ без существенного снижения жизненного уровня всех слоев населения невозможно (вывод 7).

    Для оценки реакции населения, для начала, спросите сами себя: «Готовы ли вы сегодня добровольно отказаться от импортных автомашин, бытовой техники, разнообразных импортных продуктов и одежды, заграничного отдыха и вообще ограничить свое потребление на то время, пока будет идти восстановление отечественного производства, сельского хозяйства и будет происходить замещение исчезнувших импортных товаров и продуктов, а это не меньше трех лет, для того, чтобы в будущем ваши дети не жили в голодной и нищей стране?» При этом вы должны покинуть привычный чистый офис, закончить перекладывать бумажки с места на место и заняться реальным производством и созданием чего-то нужного для граждан своей страны.

    Первый ответ, очевидно, будет отрицательный или неопределенный, так как прекрасная жизнь всем видна, ею можно пользоваться и наслаждаться уже сейчас, а мрачные перспективы обещают в будущем и они маячат где-то далеко впереди, и будут ли они вообще, это еще большой вопрос. Поэтому добровольно соглашаться на снижение жизненного уровня, да еще в условиях «экономического подъема», никто не будет.

    Для того, чтобы заручиться поддержкой граждан страны необходимо вести большую просветительную и воспитательную работу, необходимо расширять кругозор, повышать образованность и формировать новое сознание, направленное не на потребление, а на духовное развитие. Этот процесс требует длительного промежутка времени, в идеальном варианте такая подготовка заняла бы не менее нескольких лет. Следовательно, быстро заручится поддержкой населения и получить его одобрение на проведение таких реформ на пике роста доходов, получаемых от распределения нефтяных сверхприбылей, власть не смогла бы.

    Можно, конечно, пойти по второму пути и начать реформы без поддержки населения. То, к чему это могло привести хорошо видно на примере введения правительством в декабре 2008 года заградительных пошлин на подержанные иномарки с целью поддержания отечественного автопрома. Их введение существенно затронуло лишь один регион страны - Дальний Восток, но какие акции протеста это вызвало и на Дальнем Востоке и по всей стране!

    Таким образом, можно однозначно утверждать, что без широкой поддержки и осознанного одобрения гражданами страны таких реформ их проведение обречено на провал.

 

    Вторая, внешняя сила - мировая система капитализма, из глобальной экономики которой мы хотим выйти. Вся ее суть построена на захвате и расширении рынков сбыта (вывод 1). Этот факт гарантирует яростное и бескомпромиссное сопротивление этой силы любым реформам, направленным на обособление нашей страны от глобальной экономики.

    Поэтому любые, даже робкие шаги власти, направленные исключительно на пропаганду такой реформы среди граждан, были бы расценены как угроза международным интересам глобальной экономики и пресечены в самом зародыше. При этом движущей силой, остановившей такую пропаганду, выступили бы наши сограждане, переполненные праведном гневом за народ, который собираются лишить наконец-то с «трудом» полученного благополучия. Как это происходит, мы неоднократно наблюдали на примере разных «цветных» революций и на том же примере с акциями протеста на Дальнем Востоке, и осталась бы прежняя власть на месте после такой революции - большой вопрос.

    В результате образовался замкнутый круг: невозможно начать реформы без поддержки граждан, для проведения разъяснительной работы и получения осознанной поддержки необходимо несколько лет, у власти нет длительного времени на проведение разъяснительной работы.

    Таким образом, независимо от понимания или непонимания жизненной необходимости проведения реформ и наличия или отсутствия политической воли для ее проведения, у власти в прошедшие восемь лет не было физической возможности для проведения кардинальной экономической реформы (не рассматривая силовой - «сталинский» вариант ее проведения).

 

    В этой ситуации у власти для проведения реформы остается единственный выход -дождаться благоприятных внешних условий и, по возможности, сохранить до этого момента производственный капитал страны.

    Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд основных критериев, характеризующих благоприятные внешние условия для проведения реформы:

  • срок, требуемый для осознания гражданами страны необходимости проведения реформ, должен быть сокращен с нескольких лет до нескольких месяцев;
  • наличие возможности у власти провести реформы без осознанной поддержки граждан;
  • у мировой системы капитализма должна возникнуть серьезная проблема, для решения которой будут задействованы все ее основные силы, что не позволит ей оперативно реагировать и препятствовать проведению реформ в нашей стране.

 

    Если внимательно посмотреть вокруг, то можно отметить, что в настоящий момент мы очень быстро движемся именно к такой ситуации:

  • влияние внешний силы после вступления экономики США в острую фазу кризиса будет сильно уменьшено, так как в первую очередь все ее силы будут направлены на решение своих внутренних проблем;
  • на фоне развивающегося мирового экономического кризиса, потери долларом США функции единой меры стоимости и раскола глобального рынка (вывод 3), закрытие экономических границ может быть легко объяснено гражданам обычной защитой внутреннего рынка, а связанное с этим снижение уровня жизни - общим мировым кризисом;
  • по мере развития кризиса в стране естественным образом снижается уровень потребления, и все большее количество граждан самостоятельно начинает задумываться о его причинах, некоторых это приводит к существенному переосмыслению многих жизненных ценностей.

 

    Как уже отмечалось, в условиях отсутствия возможности начать полноценную экономическую реформу власть должна была постараться по возможности сохранить производственный капитал страны, действуя доступными ей инструментами в рамках сложившейся системы экономических отношений. Оценим результаты работы власти за время «экономического подъема» по сохранению и преумножению производственного капитала страны.

 

    Согласно данным Федеральной Службы Государственной Статистики за период с 2000 по 2007 годы:

    Приведенные данные подтверждают всем известный факт, что мы вывозим в огромном количестве свои невозобновляемые ресурсы для того, чтобы в последующем закупить на вырученную валюту готовую зарубежную продукцию конечного потребления. Таким образом, мы ускоренными темпами проедаем производственный капитал страны, уничтожая при этом свое производство и оставляя своих граждан без работы.

    Почему же, имея благоприятную экономическую конъюнктуру за счет небывалого роста цены на нефть и газ, мы не использовали полученные нефтедоллары с пользой для страны на восстановление и налаживание собственного производства?

    Учитывая, что кардинальную реформу экономики и переход к автаркии мы произвести не смогли, мы по-прежнему являемся заложниками нашего географического положения и открытого рынка. На внешнем рынке наши товары являются неконкурентоспособными в принципе (вывод 5), но после развала СССР и открытия внутреннего рынка для свободного перемещения капиталов и товаров, они стали неконкурентными и на внутреннем.

    Поэтому основной задачей власти в современных условиях является защита внутреннего рынка от проникновения импортных товаров и повышение рентабельности отечественного производства, что в условиях открытого рынка сделать очень непросто. В нашей стране это решается путем частичного применения ввозных таможенных пошлин, насколько допускает открытость рынка, и путем сознательного занижения обменного курса национальной валюты по отношению к курсу, рассчитанному по Паритету Покупательной Способности - ППС. В мировой практике принято рассчитывать ППС по отношению к доллару США как к Единой Мере Стоимости.

 

    Так как основным методом защиты внутреннего рынка является метод занижения обменного курса национальной валюты по отношению к курсу по ППС, рассмотрим его более подробно.

    Экономическая теория, сформулированная Густавом Касселем (Gustav Cassel), под Паритетом Покупательной Способности понимает закон единой цены для международных рынков, согласно которому покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, при условии ее перевода по текущему обменному курсу в валюту этой страны.

    Согласно теории Паритета Покупательной Способности, если курс валюты страны А превышает паритетное значение с валютой страны В, то это стимулирует покупку товаров в стране А и вывоз ее в страну В, что в условиях свободного перемещения товаров и денег должно привести к возвращению отношения курсов к паритетному значению.

    Поскольку такая модель способна функционировать только в условиях абсолютной свободы перемещения капиталов и товаров, то на практике реальный курс может существенно отличаться от курса по ППС.

   На рисунке №1 приведена динамика отношения реального обменного курса российского рубля к курсу, рассчитанному по ППС. Их отношение с одной стороны показывает размер занижения стоимости национальной валюты, а с другой показывает во сколько раз приходящий извне доллар США может купить в нашей стране больше товаров и услуг чем, его нормальная покупательная способность.

 

 

Рисунок №1

 отношение реального обменного курса российского рубля к курсу по ППС

 

    Данный график построен на основании статистических данных Мирового банка, исходные данные приведены в Приложении №1.

    Из графика видно, что на протяжении всего периода действия свободного рынка российский рубль по отношению к доллару всегда был недооценен, т.е. обменный курс был существенно занижен относительно курса по ППС.

    Максимальное занижение национальной валюты происходило в период резкой девальвации рубля после кризиса 1998 года, потом на фоне «экономического роста» происходило его укрепление (под укреплением понимается не изменение абсолютного значения обменного курса, а уменьшение отношения обменного курса к курсу по ППС), но никогда на протяжении всего рассматриваемого периода это отношение не опускалось ниже 1,9.

    Следует отметить, что даже при двойном занижении национальной валюты относительно доллара США не только экспорт продукции является убыточным, в результате чего мы экспортируем только природные ресурсы, но и на внутреннем рынке наши товары не выдерживают конкуренции с иностранными товарами, что ведет к постоянному росту импорта. Данный факт подтверждает сформулированный в п. 2 тезис о существенно бόльших издержках на производство в нашей стране. По грубой оценке в среднем издержки в нашей стране в 2,5 - 3 раза превышают издержки в других странах.

 

    Понимая, что установление заниженного курса является мерой вынужденной, используемой для защиты внутреннего рынка - без нее наша страна давно бы уже лишилась всего производства, оценим его влияние на экономику страны.

    Все приведенные ниже утверждения будем иллюстрировать на следующем примере:

    Пусть импортный товар Аим стоит 1$, курс по ППС равен 15 руб./$, в нашей стране себестоимость производства аналогичного товара Аот составляет 25 руб.

Пример 1. В случае установления обменного курса равного курсу по ППС, на внутреннем рынке товар Аим будет продаваться по цене 15 руб., что сделает производство отечественного аналога невыгодным и производство будет разорено и закрыто.

    Для защиты внутреннего рынка обменный курс занижен в 3 раза и установлен в размере 45 руб./$.

К плюсам можно отнести следующие:

1. За счет занижения курса стоимость импортных товаров на внутреннем рынке увеличивается на величину занижения, что влечет:

  • сокращение объема импорта с увеличением положительного сальдо внешнеторговых операций страны;
  • повышение спроса на отечественную продукцию за счет замещения импорта при одновременном повышении рентабельности производства внутри страны, что стимулирует рост промышленности;

Пример 2. Пусть после занижения обменного курса стоимость товара Аот была установлена в размере 30 руб., при этом товар Аим, продаваемый по цене 45 руб., практически не востребован, а товар Аот пользуется спросом и приносит прибыль в 5 руб.

2. Повышение рентабельности экспорта, что влечет:

  • улучшение состояния экспортно-ориентированных отраслей и накопления доходов в реальном секторе, связанном с данной отраслью;
  • увеличение доходов федерального бюджета, за счет увеличения размеров экспортной пошлины;

Пример 3. Стоимость товара, поставляемого на экспорт, равна 1$ при себестоимости в 12 руб. В случае продажи экспортной выручки по курсу ППС и при наличии экспортной таможенной пошлины в 2 руб. прибыль от продажи составит 1*15-12-2=1 руб. При занижении обменного курса, даже при повышении таможенной пошлины в 10 раз прибыль составит 1*45-12-2*10=13 руб.

 

Что является минусами:

1. Запуск раскручивания спирали инфляции. С ростом стоимости товаров на внутреннем рынке курс по ППС приближается к установленному обменному курсу, что уменьшает положительные эффекты от его занижения и влечет необходимость дальнейшей девальвации национальной валюты.

Пример 4. При установлении обменного курса по ППС потребители покупали товар Аим по цене 15 руб. после установления заниженного курса стали покупать товар Аот по цене 30 руб. потребительская инфляция составила (30-15)/15=100%.

Пусть товар Аот участвует в расчете курса по ППС, в этом случае после гармонизации рынка курс по ППС будет равен 30 руб./$, а эффект от обменного курса установленного на уровне 45 руб./$ снизиться до уровня 45/30=1,5, т.е. вдвое. Для удержания размера занижения обменного курса к курсу по ППС на уровне 1:3 необходимо девальвировать рубль до 30*3=90 руб./$, что стимулирует новую волну инфляции.

2. Уменьшение совокупных объемов потребления в натуральных показателях.

Пример 5. Пусть при установлении обменного курса по ППС продавалось ежемесячно 1 000 штук товара Аим по цене 15 руб. на общую сумму 15 000 руб., после установления заниженного курса на эту же сумму (доходы населения и соответственно объем трат остались на прежнем уровне) удалось продать только 15 000/30=500 штук товара Аот по цене 30 руб. Совокупный объем потребления уменьшился в 1 000/500=2 раза.

3. Снижение уровня жизни граждан вследствие:

  • снижения относительного дохода;

Пример 6. Пусть при установлении обменного курса по ППС граждане для потребления покупали ежемесячно 10 штук товара Аим по цене 15 руб. на общую сумму 150 руб., после установления заниженного курса на эту же сумму они могут купить только 150/30=5 штук товара Аот по цене 30 руб. Таким образом, жизненный уровень граждан снизился вдвое, так как на оставшиеся без изменения ежемесячные доходы теперь возможно купить в 10/5=2 раза меньше товара Аот.

  • невозможности отечественной промышленности и сельского хозяйства быстро заменить исчезнувшие импортные товары на отечественные аналоги, а их в структуре потребления 47%;
  • сокращения сбережений, номинированных в рублях, стимулирующего перевод рублевых сбережений в валюту с дальнейшим занижением обменного курса и разгоном инфляции.

Пример 7. Пусть накопления граждан составляют 1 500 руб. При установлении обменного курса по ППС на эти накопления можно было приобрести 100 штук товара Аим по цене 15 руб., после установления заниженного курса на эту же сумму удалось купить только 1 500/30=50 штук товара Аот по цене 30 руб. Объем сбережений сократился в 100/50=2 раза.

4. Следствием снижения уровня жизни граждан является уменьшение совокупного платежеспособного спроса, что приведет к уменьшению выпуска продукции и сворачиванию производства, который в свою очередь еще больше уменьшит платежеспособный спрос. Запустится спираль сжатия экономики.

5. Ухудшение финансового состояния заемщиков, обязательства которых номинированы в валюте.

Пример 8.  Пусть предприятие имеет кредит в размере 1 000$ под 10% годовых, а стоимость производимого товара на внутреннем рынке составляет 30 руб. Если до девальвации рубля для обслуживания кредита необходимо было продать 100*15/30=50 штук товара, то после занижения курса, даже с учетом повышения стоимости до 60 руб., для обслуживания кредита требуется продать 100*45/60=75 штук. И это в условиях сжимающегося рынка и уменьшении платежеспособного спроса.

6. Непрерывный рост обменного курса делает принципиально невозможным привлечение долгосрочных иностранных инвестиций в экономику страны.

7. Снижение покупательной способности национальной валюты с одновременным повышением покупательной способности иностранной валюты влечет за собой:

  • снижение инвестиционной возможности реального сектора экономики (трудности в создании нового, в переоснащении и расширении имеющегося производства из-за снижения относительного размера прибыли и амортизационных накоплений);

Пример 9. Пусть предприятие работало с использованием импортного оборудования, приобретенного за 1 000$ по курсу ППС, что составило 1 000*15=15 000 руб. Оборудование полностью изношено и требует замены. На сформированные амортизационные отчисления в размере 15 000 руб. купить новое оборудование, из-за занижения курса рубля ставшее стоить 1 000*45=45 000 руб., невозможно. Для переоснащения производства требуется дополнительно привлечь 30 000 руб., тоже относится и к заработанной прибыли. После занижения курса для создания нового или расширения имеющегося производства требуется в 3 раза больше средств, чем раньше.

  • снижение эффективности инвестиционных вложений в создание нового или расширение старого производства, что приводит к массовому использованию имеющихся мощностей, уже выработавших свой ресурс;

Пример 10. Пусть предприятие работает с использованием импортного оборудования, приобретенного за 1 000$ по курсу ППС, что составило 1 000*15=15 000 руб. Ежегодные амортизационные отчисления равны 2 500 руб., что составляет 10% в структуре себестоимости выпускаемого товара стоимостью 30 руб. и себестоимостью 25 руб. Рентабельность производства (30-25)/25=20%. В результате занижения курса стоимость товара осталась прежняя. При создании аналогичного производства инвестиции в оборудование составят 1 000*45=45 000 руб. следовательно, ежегодные амортизационные отчисления увеличатся до 7 500 руб., а себестоимость единицы продукции вырастет до 30 руб., что при существующей стоимости товара делает вложения экономически невыгодными, а в случае повышения цены новое производство будет менее рентабельными, чем уже существующее.

  • несмотря на то, что при установлении заниженного обменного курса эффективность производства повышается, иностранных инвестиций в отечественное производство не приходит, так как спекулятивные торговые операции являются более выгодными и быстрыми;

Пример 11.  Пусть до изменения обменного курса стоимость отечественного товара С на внешнем рынке была 2$, а на внутреннем 30 руб. После занижения курса стоимость товара С осталась прежней. В результате при ввозе в страну 2$ на них можно приобрести 3 шт. товара С стоимостью 30 руб. 2*45/30=3 шт., а при их вывозе и продажи на внешнем рынке по 2$ за штуку получить прибыль 3*2-2=4$, при этом рентабельность операции на вложенный капитал составит 4/2=200%.

  • даже в случае поступления иностранных инвестиций в экономику страны основная их доля приходится на выдаваемые кредиты (по состоянию на 2007 это 83% ), так как такая форма максимально защищает вложения и будущие процентные доходы инвестора от обесценения вследствие ухудшения экономической ситуации в стране, роста инфляции, снижения доходности бизнеса, в который вложены средства;
  • из-за падения эффективности инвестиционных вложений основная их часть, не используемая в добывающих отраслях, идет на создание отверточных производств, строительство торговых комплексов, офисов, жилья.
  • уменьшение эффективности внешнеэкономической деятельности и вымывание товарной массы из страны;

Пример 12.  Пусть до изменения обменного курса баланс внешнеэкономической деятельности был следующим: импортировалось 10 шт. товара В стоимостью 1$, на общую сумму 10*1*15=150 руб. а на вырученные деньги на внутреннем рынке покупалось для экспорта 5 шт. товара С стоимостью 30 руб. 150/30=5 шт. Т.е. фактически происходил обмен 10 шт. товара В на 5 шт. товара С.

    После занижения курса стоимость товара С осталась прежней, в результате на выручку от продаж 10 шт. товара В 10*1*45=450 руб. можно купить и вывезти 15 шт. товара С 450/30= 15 шт. Таким образом, в новой структуре внешнеэкономической деятельности происходит обмен 10 шт. товара В на 15 шт. товара С.

  • в условиях обесценения рубля за «копейки» могут быть скуплены стратегические отрасли экономики, что может привести к фактической потери государством своего суверенитета.

 

    Из вышеназванного следует, что положительные эффекты от применения такого метода защиты внутреннего рынка влекут за собой множество негативных последствий.

    Власти при выборе экономической стратегии приходится выбирать между плохой - установление заниженного курса, влекущей постоянную борьбу с инфляцией, медленное сворачивание производства, непрерывное вымывание материальных ценностей из страны, усиливающееся по мере увеличения размера занижения; и очень плохой - установление курса близкого к ППС, влекущей отток финансового капитала из страны, быструю и полную деиндустриализацию, потерю независимости, сокращение населения.

    Понимая это, власть выбрала стратегию на сохранение уровня занижения рубля при не увеличивающемся обменном курсе, что обеспечивало внутреннему рынку необходимый запас прочности и давало возможность привлекать долгосрочные иностранные инвестиции.

    Каким же образом власти удавалось удерживать заниженным курс рубля более чем в два раза и удерживать инфляцию, которая по статистическим данным не превышала с 2003 по 2007 годы 12%?

    Для этого рассмотрим рисунок №2, на котором представлены динамика курса рубля, рассчитанного по ППС и динамика отношения средних тарифов на электроэнергию для населения в РФ и США, а также рисунок №3, где представлена динамика отношения  этих двух величин (исходные данные приведены в Приложении №2).

 

 

Рисунок №2

 
Рисунок №3

 

 

 

Исходя из анализа графиков видно, что, начиная с 2001 года, отношение средних тарифов для населения на электроэнергию в РФ и США почти на 100% определяет курс по ППС. Таким образом, не зная состава потребительской корзины, используемой для расчета ППС в настоящий момент, можно утверждать, что большая ее часть имеет в структуре своей себестоимости жесткую привязку к стоимости электроэнергии.

    А что такое электроэнергия - это на 48% природный газ, на 3% мазут, на 19% уголь, на 15% уран и на 15% гидроэнергетика, и эти же продукты в основном формируют наш экспорт.

 

    Отсюда вытекает стратегия удержания размера занижения обменного курса в имеющихся значениях:

  • Приблизить, по возможности, размер доходов от продажи минерального сырья на экспорт и на внутренний рынок;
  • Обеспечить покрытие возможных убытков от продажи минерального сырья на внутреннем рынке за счет доходов от его продажи на внешнем;
  • Обеспечить стабильность тарифов на электричество за счет снижения инфляции;

    Как это реализовывалось на практике:

    Для того чтобы сверхприбыль от экспорта минеральных ресурсов не проникала в экономику и не разгоняла инфляцию были установлены высокие таможенные пошлины и платежи за пользование недрами, которые одновременно формировали доходную часть федерального бюджета. В 2007 году только два этих источника сформировали более 45% доходной части федерального бюджета.

    Использовалось государственное регулирование цен на минеральное сырье, поставляемое для нужд энергетического комплекса, и тарифов на электроэнергию, которые пересматривались раз в год, а в течение года были неизменны.

    Если первые две задачи решались относительно легко административными рычагами, то постоянная борьба с инфляцией, обеспечивающая максимально долгий эффект от ослабленного рубля, стала основой всей экономической политики власти. Как мы видим, эта политика является не блажью, а единственной практической возможностью растянуть эффект от ослабленного рубля на более долгий срок.

    В результате аномально высоких цен на энергоносители внешнеторговый баланс всегда был положительный и возникала реальная угроза, что избыточная денежная масса, эмитированная в экономику за счет покупки экспортных нефтедолларов, разгонит инфляцию. Для нашей экономики это являлось объективной реальностью. Да, в классическом варианте за счет стимулирования потребительского спроса экономика развивается, но в нашем случае это приводит к ее разрушению.

    Происходит это следующим образом:

  • увеличение платежеспособного спроса при заниженном обменном курсе и открытом рынке (это наши вынужденные исходные условия) за счет низкой эффективности инвестиций всегда влечет не к увеличению объема предложения, а к увеличению его стоимости, т.е. к потребительской инфляции;
  • потребительская инфляция, накапливаясь в экономике, влечет за собой инфляцию издержек - увеличение тарифов на электроэнергию;
  • увеличение тарифов влечет к укреплению курса рубля, к снижению рентабельности производства и увеличению объема импорта;
  • поступающий импорт вытесняет отечественные товары и разрушает производство.

    Для снижения спроса и борьбы с инфляцией часть денежной массы стерилизовалась путем создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Для ограничения денежного предложения так же использовались механизмы высокой учетной ставки и норматива обязательного резервирования. Но, несмотря на жесткую денежную политику, удерживать инфляцию на уровне меньше 9% не удавалось. По мере укрепления рубля уменьшался эффект защиты внутреннего рынка, увеличивался объем импорта и одновременно снижалась рентабельность экономики. К началу мирового кризиса задел снижения курса достигнутый в 2001 году был полностью исчерпан.

 

    Теперь немного о структуре экономики. На протяжении последних лет «экономического роста» двигателем экономики выступали добывающие экспортно-ориентированные отрасли. Эти отрасли не только сами развивались и наполняли бюджет, но и выступали заказчиками для остальных отраслей экономики: обрабатывающей, транспортной, энергетического комплекса, в свою очередь граждане, занятые в этих отраслях, своими доходами формировали платежеспособный спрос и стимулировали производство товаров народного потребления, развитие торговли и сферы потребительских услуг. Влияние данных отраслей на отечественную экономику, как в случае ее роста, так и в случае ее падения можно сравнить с влиянием «новой экономики» на экономику США.

    В результате низкой эффективности отечественного производства почти половина этого спроса удовлетворялась за счет импортных товаров, а, учитывая, что в оставшихся отечественных товарах содержалась большая доля импортных комплектующих, полуфабрикатов и материалов, то общую долю спроса удовлетворенного за счет импорта можно оценить в объеме 70-75%.

    Общий вывод: В целом методы, используемые властью для обеспечения наименьшего вреда экономике и сохранения производственного потенциала страны, были правильными.

     Россия не вступила в ВТО и, несмотря на готовность запада принять нашу страну в свои ряды, не спешит этого делать. За счет жесткой кредитно-денежной политики эффект ослабления рубля, достигнутый после кризиса 1998 года, был растянут почти на десять лет, что обеспечило стабильное функционирование государства в течение этого времени.

    Тем не менее, в результате сохранения базовых неравных экономических условий по отношению к другим странам и из-за низкой эффективности используемых методов регулирования, отечественная экономика к началу мирового кризиса вошла в зону неустойчивого равновесия. Данное состояние поддерживалось лишь за счет постоянного увеличения цен на нефть и, соответственно, все увеличивающихся доходов от экспорта. В результате этого любое изменение, ухудшающее положение экспортной отрасли, могло привести к серьезному ухудшению экономической ситуации в целом.

    Что и случилось после начала мирового кризиса, снижения объемов и обвала цен на все наше экспортное сырье. В результате падения доходов от экспорта произошло резкое сокращение таможенных пошлин, в результате чего бюджет недополучил значительную часть запланированных доходов, были свернуты или заморожены многие инвестиционные программы, т.е. произошло уменьшение спроса со стороны экспортно-ориентированных отраслей и бюджета на продукцию других секторов экономики. Общее падение промышленности в свою очередь повлекло уменьшение платежеспособного спроса и запуск активной фазы сворачивания производства.

 

    Для предотвращения негативных последствий кризиса власть действовала по двум основным направлениям:

  • пыталась накачать банковскую сферу ликвидностью, путем целевого выделения денежных средств и сильного снижения нормы обязательного резервирования до 0,5%;
  • пыталась поддерживать спрос со стороны наиболее незащищенных слоев населения - пенсионеров и безработных, путем поднятия размеров пенсий и пособий по безработице.

    Но ни одна из этих мер существенного влияния на развитие кризиса в стране не оказала.

    Средства, выделенные на поддержание банковской ликвидности, до конечных потребителей не дошли. Это объясняется тем, что в условиях падения экономики для банков нет ни надежных заемщиков - компании, имеющие стабильное финансовое положение сейчас в скором времени могут оказаться банкротами, ни надежных предметов для залога - даже недвижимость дешевеет уже в процессе оформления кредитного договора. В такой обстановке банки не готовы брать на себя риски невозврата кредитов и, действуя по принципу осмотрительности и осторожности для снижения рисков и защиты денег вкладчиков, вкладывают имеющиеся средства в валюту.

    Стимулирование спроса за счет выплаты пенсий и пособий по безработице вносит малый вклад в поддержание существующего потребительского спроса - около 6%, при этом пока на это тратятся накопленные средства фондов, но уже в скором времени власть может встать перед фактом отсутствия источников для осуществления этих выплат. Хотя один положительный эффект от этого есть - психологический, большая часть населения страны считает, что дно кризиса уже достигнуто и он скоро закончится.

 

    Теперь, имея полное представление о текущем состоянии экономики и причинах ее «болезни», рассмотрим варианты развития событий, а их, как отмечалось ранее, не так уж много. Для этого рассмотрим рисунок № 4, на нем схематично обозначены несколько вариантов. Следует оговориться, что если до 2008 года график объективно отражает среднюю динамику доходов населения рассчитанных по ППС (за 100% принят уровень дохода населения в 1990 году), то все прогнозные варианты отражают лишь качественные тенденции возможных событий.

 

Рисунок №4


 

    Построение прогноза производилось из следующих предположений:

  • режим автаркии как базовой экономической модели страны, отвечающий ее национальным интересам, будет принят в любом случае, отличие вариантов состоит лишь в сроках его введения и начала экономических реформ;
  • уровень жизни населения в целом соответствует уровню производства в стране, способного удовлетворить имеющийся конечный спрос и на сегодня он фактически находится в диапазоне 40-50% от уровня 1990 года (если учесть, что доля импорта в удовлетворении текущего спроса составляет около 70%). Таким образом, после полного закрытия границ этим значением определяется горизонт, к которому будет стремиться показатель уровня жизни населения.

    Варианты 1 и 4 показывают, как могла бы развиваться реформа управляемой, всеми осознанной и добровольно принятой, реорганизации экономики с признанием автаркии в 2005 и 2008 году соответственно. В обоих вариантах сверхдоходы, получаемые от экспорта, целенаправленно идут на развитие отечественного производства и сельского хозяйства, и после незначительного спада за счет включения всех ныне не работающих экономических механизмов начинается рост. Очевидно, что в первом случае спад должен быть менее существенным, чем во втором, так как каждый год, отработанный в условиях свободного рынка, вымывает из страны финансовый и производственный капитал и ухудшает исходные условия для начала восстановления производства. Это наши несостоявшиеся «линии жизни» и мы не будем их подробно рассматривать.

    Интересны два других варианта развития событий. Главное их отличие в количестве сохраненных к началу реформы национальных средств производства и сроках перехода к режиму автаркии, при этом побудительные мотивы к началу реформ в обоих случаях одинаковы - катастрофическое снижение жизненного уровня населения. Как отмечалось ранее, снижение уровня жизни влечет массовое изменение сознания, переоценку ценностей и неотвратимо инициирует запуск экономических реформ.

    Вариант 2: «мягкая посадка» экономики путем запуска производства за счет резкой девальвации рубля, как в 1998 году, окончание государственного регулирования обменного курса - начало его «свободного плавания».

    Вариант 3: «жесткая посадка» экономики путем удерживания обменного курса национальной валюты в фиксированных границах и ограничение импорта путем сокращения совокупного спроса дорогого сегмента потребления при одновременной поддержке наиболее значимых, стратегических предприятий и малообеспеченных слоев населения.

     Для оценки приведенных вариантов проведем их поэлементное сравнение, при этом будем учитывать, что изменение спроса и предложения при реализации того или иного варианта развития событий по разным сегментам будет разное, что будет существенно влиять на итоговую оценку.  
  

Вариант 2 (В2)

Вариант 3 (В3)

Высокая  инфляция

Незначительная инфляция

Снижение среднего жизненного уровня всех слоев населения

Более быстрое снижение среднего жизненного уровня населения, относительно В2

Снижение жизненного уровня в большей степени затрагивает пенсионеров и малоимущих граждан.

Снижение жизненного уровня в большей степени затрагивает средне и высоко обеспеченных граждан

Более сильное снижение жизненного уровня пенсионеров и малоимущих граждан относительно В3

Незначительное понижение жизненного уровня пенсионеров и малоимущих граждан относительно существующего уровня.

Быстрое исчерпание средств, накопленных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, в результате их инфляционного обесценения

Более длительное и эффективное использование средств, накопленных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, относительно В2

Массовые выступления пенсионеров и малоимущих граждан

Возможна поддержка пенсионерами выбранной политики

Незначительное, временное (до одного года) оживление производства ориентированного на все сегменты потребления

Сворачивание производства в дорогих сегментах, восстановление и создание производств в дешевых сегментах потребления

Незначительное снижение уровня импорта

Резкое снижение импорта за счет отсутствия платежеспособного спроса в сегменте дорогого потребления

Наличие отрицательного баланса внешнеэкономической деятельности за счет снижения доходов от экспорта (ухудшение мировой конъюнктуры), покрытие разрыва дефицита внешней торговли за счет внешних займов и увеличения государственного долга

Положительное сальдо внешнеторговой экономической деятельности за счет соразмерного снижения импорта

Временный приток спекулятивного финансового капитала в страну, сопровождаемый активным вымыванием производственного капитала, с последующим оттоком финансового капитала после полного исчерпания в стране производственного капитала доступного к вывозу

Уход финансового капитала при сохранении в стране производственного капитала

Необходимость более долгого времени для принятия решения о начале экономических реформ за счет медленного снижения среднего жизненного уровня населения

Более быстрый период чем в В2 до начала экономических реформ за счет более быстрого снижения среднего жизненного уровня населения

Практическое полное отсутствие производственного капитала к моменту начала экономических реформ

Незначительное сокращение производственного капитала к началу экономических реформ относительно начала реализации В2

 

 

    Исходя из приведенного сравнения вариант 3, несмотря на более тяжелую экономическую ситуацию, в которую будет поставлена страна, является более предпочтительным, так как дает стране шанс после недолгого периода «шоковой терапии» подняться, начать экономические реформы и процесс восстановления производства. Выбор варианта 2 ведет страну более медленно, но неотвратимо на грань вымирания без каких-либо шансов на последующее восстановление. Общая разница во времени по достижению значительного ухудшения жизненного уровня, необходимого для начала экономических реформ, между 2 и 3 вариантом небольшая - один, два года

    В настоящий момент у нас в стране есть все признаки того, что реализуется третий вариант. Пока трудно оценить, делается это осознано или является простым стечением обстоятельств, но результат от этих действий заметен уже сейчас - снижение платежеспособного спроса, снижение импорта, остановка и сокращение производств, рост безработицы.

 

    Хочется еще раз отметить, что никаких других вариантов развития экономической ситуации, кроме двух перечисленных, у нас в условиях падения экспортных доходов нет.

 

    Исходя из этого можно сформулировать стратегии, которых будут придерживаться основные участники рынка: население, бизнес, власть, до момента начала кардинальных экономических реформ в случае дальнейшей реализации этого варианта.

    Население:

  • будет снижать потребление за счет уменьшения расходов на приобретение товаров длительного пользования;
  • при нехватке средств на питание перестанет оплачивать квартплату и коммунальные услуги;
  • в питании перейдет на более простые и дешевые продукты с сокращением ассортимента;
  • в быту снова перейдет на использование ручных приборов и инструментов: мясорубки, кофемолки, дрели и т.д.
  • снова начнет разрабатывать дачные и приусадебные участки.

    Бизнес:

  • начнет сворачивать и консервировать производство, сокращая до минимума расходы на его поддержание;
  • будет производить сокращение ассортимента выпускаемой продукции;
  • по возможности будет переходить на выпуск большего количества дешевых и простых товаров народного потребления;
  • развернется выпуск дешевого сельскохозяйственного оборудования и инвентаря;
  • в машиностроении ориентация будет на выпуск дешевой многофункциональной сельскохозяйственной техники;
  • в автомобилестроении ориентация будет на выпуск дешевых высоко проходимых машин.

    Власть для максимального смягчения экономической ситуации должна решить несколько принципиальных вопросов:

  • разработать жизнеспособный механизм кредитования отечественного производства;
  • для снятия социальной напряженности обеспечить занятость граждан временно потерявших работу из-за остановки производств или получение ими минимального дохода, желательно без массовой миграции и без значительного увеличения расходной части государственного бюджета;
  • решить вопрос финансирования дефицита государственного бюджета без валютных заимствований.
     Будем надеяться, что начало экономических реформ не за горами, и мы доживем до них без серьезных социальных катаклизмов.

И. Жаров

25.06.09

    Проект по преодолению кризиса изложен здесь .

Приложения

 

Приложение №1

Год 

GNI, Atlas method (current billion $)

GNI, PPP (current international billion $)

Курс по ППС

Средне взвешенный курс $ ЦБ

Отношение курса по ППС к средне взвешенному

Увеличение покупательной способности доллара за счет завышения обменного курса (разы)

1991

507.96

1325.30

13.41

35.00

38%

2.61

1992

455.76

1150.63

112.61

284.30

40%

2.52

1993

430.67

1074.52

375.15

936.00

40%

2.50

1994

393.21

964.69

915.63

2246.40

41%

2.45

1995

392.14

939.90

1901.69

4558.10

42%

2.40

1996

386.30

918.34

2194.76

5217.60

42%

2.38

1997

391.64

939.46

2412.16

5786.30

42%

2.40

1998

314.74

879.28

3.51

9.79

36%

2.79

1999

258.14

953.17

6.68

24.65

27%

3.69

2000

250.31

1086.34

6.48

28.13

23%

4.34

2001

259.63

1183.70

6.40

29.18

22%

4.56

2002

305.78

1254.85

7.64

31.36

24%

4.10

2003

374.51

1359.69

8.45

30.67

28%

3.63

2004

491.41

1512.49

9.36

28.80

32%

3.08

2005

639.07

1655.78

10.93

28.31

39%

2.59

2006

826.21

1824.75

12.28

27.13

45%

2.21

2007

1069.82

2036.47

13.42

25.55

53%

1.90

 

    В материалах Мирового банка для России приведены данные Валового Национального Дохода (англ. Gross National Income - GNI) рассчитанных по текущему курсу и по курсу Паритета Покупательной Способности - ППС (англ. Purchasing Power Parity - PPP), их отношение есть обратное отношение курсов по которым были рассчитаны эти показатели. Используя данные по реальному обменному курсу рассчитывается курс по ППС.

 

Приложение №2

Годы

средний тариф на электроэнергию для населения в США

средний тариф на электроэнергию для населения в РФ

Отношение тарифов  РФ и США

Курс по ППС

Отношение курса рубля, рассчитанного по ППС к отношению средних тарифов на электроэнергию в РФ и США

Ед. изм.

цент / кВт.ч

руб/100 кВт.ч

разы

руб/$

разы

1

2

3=(2)/(1)

4

5=(4)/(3)

1994

8.4

2 682.7

320.1

915.6

2.9

1995

8.4

8 077.0

961.5

1 901.7

2.0

1996

8.4

1 2083.0

1 445.3

2 194.8

1.5

1997

8.4

15 661.0

1 857.8

2 412.2

1.3

1998

8.3

17.1

2.1

3.5

1.7

1999

8.2

25.4

3.1

6.7

2.1

2000

8.2

39.2

4.8

6.5

1.4

2001

8.6

52.3

6.1

6.4

1.0

2002

8.4

70.9

8.4

7.6

0.9

2003

8.7

81.1

9.3

8.4

0.9

2004

9.0

93.2

10.4

9.4

0.9

2005

9.5

110.6

11.7

10.9

0.9

2006

10.4

129.9

12.5

12.3

1.0

 

Данные по тарифам в США взяты с официального сайта правительства США

Данные по тарифам в РФ взяты с сайта Федеральной Службы Государственной Статистики.

 

 

Get a free html hit counter here.

Сформировать ссылку на статью для вашего сайта | Просмотров: 101326

  комментарии (41)
RSS комментарии
41. Написал(а) alex, в 00:14 01.09.2010
Статья не интересная в тоску вгоняет. Начал читать, утомился бредом, коменты читать интереснее. Статьи про кризис на arteksgroup.com лучше, но закончились в 2009 году, и почемуто не продолжаются, и чтото ничего из предположенного не произошло (президент украины баба с калачем на голове)? где автор почему пропал?

Добавить комментарий (он появится после проверки администратором)
Имя:
комментарий:



Код:* Code



 
 

Благотворительный проект: «КологрифЪ».

Костромская обл. Кологривский р-н. пос. Екимцево


КологрифЪ – Восстановим полюбив!

Главный учебный корпус бывшего с/х техникума

им. Федора Васильевича Чижова,

Объект культурного наследия.

Краткая информация об Объекте

     

 

 castle_2

passport_castle